Часть 3.
Из чего же состоит наша реакция в момент стрессовой ситуации?
Первое: Инстинкт
Второе: Чувство
Третье: Вывод
Рассмотрим на примере. Воспитатель говорит ребенку: «Твой рисунок плохой!»
- У ребенка срабатывает один из основных ситуационных инстинктов, например, «замереть»
- Чувство возникает к примеру: «Стыд», что очень логично в этой ситуации для подсознания ребенка, раз мой рисунок плохой, значит и я плохой.
- Вывод может быть следующий, к примеру: «Не проявлять себя»
И вот эта программа, в случае ее включения начинает работать за Вас выполняя работу для Вас, думая, что она Вам помогает. Конечно, маленькому Вам она безусловно была полезна, но взрослому мешает…
На самом деле, у каждого конкретного ребенка реакция на подобную критику воспитателя может быть разная и зависит эта реакция от многих факторов.
К примеру реакция может быть такая:
Инстинкт: Напасть
Чувство: Обида
Вывод: Подавлять обиду и не общаться с обидчиками.
Или такая:
Инстинкт: Убежать
Чувство: Вина
Вывод: Постоянно ругать себя и занижать свои заслуги.
Эти реакции являются лишь формой адапции к внешней среде и призваны защищать нас.
Проблемы начинаются тогда, когда был сделан алогичный вывод или инстинкт так остался в включенном состоянии. Что значит алогичный вывод, возвращаясь к ситуации выше. «Мой рисунок плохой, значит я не буду себя проявлять…» или «постоянно ругать себя и занижать свои заслуги». То есть возникшие ситуации не являются базой для такого рода решений. Но возникшие однажды и подтвердившиеся в похожих условиях способны управлять нами. Причем мы этого даже не будем осознавать….
А что значит включенный инстинкт, так и не выключенный?

Комментариев нет:
Отправить комментарий